Мебель Западной Европы

Новости

Контакты   Словарий

МЕБЕЛЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Италия

В первой половине ХVII века ведущая роль в развитии художественного ремесла, как и в эпоху Возрождения, принадлежит еще Италии. Возникший здесь стиль барокко наложил отпечаток и на прикладное искусство страны. В художественном ремесле проявились характерные для этого стиля черты - декоративность, нередко идущая вразрез с тектоникой предметов, динамичность форм, богатство и выразительность орнаментальных мотивов. И хотя для некоторых отраслей художественного ремесла Италии период расцвета закончился в ХУI веке, эта страна имеет целый ряд новых бесспорных достижений.


Характер итальянского интерьера

Чтобы яснее понять особенности развития отдельных видов итальянского прикладного искусства - мебели, тканей, шпалер, различной утвари - необходимо представить себе характер интерьера, для которого эти вещи предназначались. По сравнению со средними веками и эпохой Возрождения, выработавшими сравнительно несложный тип убранства помещений, в ХVII столетии отделка итальянских палаццо отмечена декоративностью и богатством, так как должна была свидетельствовать о состоянии и высоком общественном положении владельца. Стены парадных залов членятся группами колонн, пилястр и облицовываются цветным мрамором. Впечатление торжественной пышности усиливают украшенные лепкой и живописью потолки, высокие, покрытые резьбой и позолотой двери, мозаичные или выложенные мраморными плитами полы.


Кабинет

Италия - кабинет черного дерева инкрустированный костью Мебели было сравнительно немного. Соответствуя характеру помещений, она отличалась большими размерами и разнообразием отделки. Завершает свое развитие возникший еще в предыдущем столетии так называемый кабинет. Сначала его конструкция была очень проста - ларец или сундучок, поставленный на стол, но в первые годы ХVII века кабинет принимает форму шкафа на высоком подстолье и становится наиболее характерным типом парадной, роскошно отделанной мебели. В многочисленных ящиках и углублениях, скрывавшихся за наружными створками, хранились коллекции монет и медалей, резных камней, драгоценности и важные бумаги. Итальянские кабинеты изготавливались главным образом из привозившегося из экваториальной Африки черного дерева, имевшего естественный черный цвет с благородным блеском. Ножки подстолья делались в виде витых колонн или причудливо изогнутых волют, украшенных листьями аканта. Верхняя часть кабинета членил ась колонками, нишами и другими элементами архитектурного декора, увенчивалась массивным карнизом. ХVII век привносит изменения и в конструкцию мебели, и в приемы ее художественной обработки. Вместо ящичной, преобладающей становится рамочная конструкция. Украшение мебели интарсией (инкрустацией, наборной работой) значительно сокращается, хотя еще можно упомянуть целый ряд мастеров, прославивших свое имя в этой технике. К ним относятся Пьетро Ботто и его сын Бартоломео, работавшие в 1645-1656 годах у туринского герцога и украсившие наборной работой мебель для его замка, Помпео Сальвини из Болоньи, исполнявший столешницы, шкатулки и всевозможную мебель со сложными архитектурными композициями, и многие другие.


Флорентийская мозаика

Италия - столешница из флорентийской мозаики Гораздо больше, чем интарсия, стремлению к декоративности и ярким полихромным сочетаниям, соответствовавшим стилю барокко, удовлетворяла так называемая флорентийская мозаика. Эта техника сильно отличалась от римской мозаики, набиравшейся из мелких кубиков смальты и по существу имитировавшей живопись. Флорентийские мозаики, сюжетные и орнаментальные, составлялись из крупных кусков цветного камня, вырезанных по контурам изображаемых предметов, причем мастера стремились наивыгоднейшим образом использовать эффекты природного рисунка камня. Флорентийская мозаика, изображавшая пейзажи, цветы, фрукты, окруженные рельефным обрамлением из профилированных деревянных реек, облицовывала поверхность кабинетов, шкафов и шкатулок из черного дерева. Та же техника применялась и для изготовления столешниц. Примером может служить эрмитажная столешница работы неизвестного флорентийского мастера. Широкая орнаментальная композиция заполняет всю ее поверхность. Причудливые картуши из желтого мрамора обрамляют свободно разбросанные ветки с цветами и плодами, среди которых видны птицы в радужном оперении. Синие пятна лазурита, разноцветные мраморы, серая, желтая и розовая яшма, сердолик и кораллы, выделяясь на фоне черного мрамора, составляют контрастное, но гармоничное цветовое сочетание.


Инкрустация из слоновой кости

Мебель черного дерева украшалась также инкрустацией из слоновой кости. Подобная техника широко применялась в Ломбардии. В Эрмитаже находится кабинет, который может считаться работой миланских мастеров. Его передняя часть напоминает фасад здания, расчлененный витыми колонками и увенчанный карнизом с балюстрадой и фигурами из слоновой кости. Филенки створок и выдвижных ящичков отделаны инкрустированными орнаментальными и сюжетными композициями. Хорошо продуманные пропорции архитектурных форм, строгая гамма черного и белого цветов, тонкая гравировка деталей изображений придают кабинету, как и другим изделиям подобного типа, большое благородство.


Типичный итальянский декор – резной орнамент

Италия - консоль резная. Андреа Брустолоне Но, пожалуй, самым типичным декором итальянской мебели барокко была резьба. Резной орнамент, составленный из завитков аканта и выразительных крутых волют, украшал подстолья кабинетов, спинки стульев и кресел, перекладины между ножками (проножки), отличавшиеся еще в конце ХVI и в начале ХVII века сравнительно скромным узором. Особенно расцветает искусство резьбы во второй половине ХVII столетия. В Генуе славились произведения мастера Филиппо Пароди. Превосходные резчики были во Флоренции и Риме, Бергамо и Болонье. Так как изделия Болоньи нередко попадали в продажу через Флоренцию, их часто принимали за флорентийскую продукцию. Однако резная мебель болонских мастеров значительно отличается от флорентийской. На исполненные в высоком рельефе, насыщенные эмоциональностью работы флорентийских резчиков наложило неизгладимую печать творчество Микеланджело. Очень характерным для второй половины ХVII - начала ХVIII века являются произведения знаменитого мастера Андреа Брустолоне (1662-1732), работавшего в Неаполе и Ломбардии. Он декорировал резьбой церковную утварь, но прославился главным образом в области мебельного искусства. Его изделия как бы завершают эволюцию форм итальянской мебели стиля барокко. Андреа Брустолоне обладал поистине неистощимой фантазией и виртуозной техникой. Исполненная им мебель - большие кресла, столы, консоли, украшенные пышной резьбой, отличаются массивностью, величественными пропорциями. Эти черты сочетаются в них со свойственной итальянским изделиям этого времени динамичностью форм, смелыми, неожиданными контрастами орнаментальных мотивов, для которых характерным становится отсутствие замкнутых композиционных построений. Творчество Андреа Брустолоне во многом определило характер итальянской мебели первой половины ХVIII века.


Стилистическая разнородность в прикладном искусстве Италии XVIII века

Италия - диван резной Италия в XVIII веке продолжает оставаться крупнейшим центром искусства, и итальянские художники, архитекторы, скульпторы пользуются, как и прежде, всемирной славой. Но политически раздробленная, разоренная многими войнами страна переживает экономический упадок. Итальянские художественные силы часто не находят себе применения на родине. Это коснулось и мастеров художественного ремесла. Работая во Франции, Англии, Австрии, германских княжествах, итальянцы вносили свой вклад в формирование искусства этих стран и в то же время испытывали значительное воздействие со стороны местной художественной культуры, воспринимая свойственные ей стилистические особенности. В искусстве самой Италии до последней трети XVIII столетия существуют традиции барокко. В убранстве парадных помещений в основном проявляется декоративная помпезность этого стиля, хотя декор приобретает все более динамичные и облегченные формы, а в росписи и в лепке потолков, в резьбе деревянных облицовок стен лишь постепенно появляются элементы, свойственные стилю рококо. Но в Италии, в отличие от Франции и даже Германии, рококо, так же как и барокко, отмечен изощренной фантазией, повышенной динамичностью, смелыми, очень яркими колористическими эффектами.


Проявления классицизма и влияние помпеянского искусства

Классицизм в Италии появляется несколько позже, чем во Франции. В его формировании кроме античного искусства значительную роль играет итальянская архитектура Возрождения, обусловившая, как известно, во многом и характер классицизма Англии. Однако политическая разобщенность страны отчасти послужила причиной отсутствия единого стиля классицизма, как это было во Франции и Англии. В прикладном искусстве Венеции, Ломбардии, Тосканы, Рима, Неаполя мы сталкиваемся с рядом локальных выражений классицизма. В Ломбардии во внутреннем убранстве помещений последней трети ХVIII века очень ясно сказывается близость к памятникам античной культуры. Но на развитие стиля прикладного искусства здесь оказывало воздействие и творчество ряда художников-орнаменталистов, например члена Миланской Академии Джиоконде Альбертолли. В созданных по его эскизам плафонах и декоре стен для нескольких ломбардских дворцов можно видеть сухое измельченное повторение античных орнаментов, перегруженность деталями. Классицизму севера Италии не свойственны изящество и легкая грация произведений прикладного искусства Франции или рафинированность английских изделий. В средней и южной Италии, в Неаполе преобладало влияние помпеянского искусства. Это можно наблюдать в рисунках для прикладного искусства Джиованни-Баттиста Пиранези. В появившемся в 1769 году двадцатом томе его гравюр имеются проекты оформления мебели и каминов, полные присущей этому мастеру фантазии. В их формах чувствуется также знакомство с памятниками египетского искусства.


Барочный орнамент в резьбе

Италия - кресло резное В развитии итальянской мебели первой половины XVIII века особенно заметна устойчивость стиля барокко. В Италии еще долго продолжают делать шкафы, столы, консоли, кресла, украшенные деревянной резьбой с вычурным динамичным орнаментом, состоящим из выразительно изогнутых волют, акантовых листьев и пышных гирлянд. В этой области до 1732 года продолжает работать талантливый резчик Андреа Брустолоне. Правда, почти всегда центром орнаментальных композиций становятся изображения раковины, хотя она совсем не похожа на тонко прорисованную, «собранную» раковину французского варианта орнамента рокайль. Но в аристократических и придворных кругах, наряду с привозной, преимущественно французской мебелью, довольно рано распространяется мебель, исполненная в стиле рококо, нашедшем в Италии собственное оригинальное, очень характерное выражение. Так, кроме резной золоченой мебели с орнаментом, сохраняющим теснейшую связь с барокко, появляются более изящные, с пластичными изогнутыми контурами комоды, столы, кресла, украшенные тонко выполненными резными гирляндами и завитками рокайль.


Характерные приемы декора

Италия - комод Однако итальянской мебели этого стиля не хватает соразмерности, уравновешенности, безукоризненной пропорциональности французской и тем более относительного спокойствия форм английской мебели. Излюбленным приемом декора становится окраска и полихромная роспись резьбы. В эрмитажном собрании находятся интересные образцы изделий подобного типа. Так, к характерным произведениям итальянских мастеров можно отнести комод лимонно-желтого цвета со смелым изгибом корпуса и ножек. Поверхность комода расписана виртуозно исполненными букетами и гирляндами, сочетающимися с резным более темным по цвету орнаментом рокайль. Верхняя, деревянная доска также расписана «под мрамор». Такая мебель была распространена главным образом в Венеции. Вообще следует отметить, что в культуре и прикладном искусстве этого города стиль рококо проявился особенно ярко и самобытно. На всем протяжении XVIII века в Италии продолжает применяться и техника интарсии. Наибольшей известностью в этой области пользовался туринский мастер Пьетро Пифетти (1700-1777), работавший для многих дворцов, в том числе и для королевского дворца в Турине.


Влияние античных форм

Италия - комод наборной работы В последней четверти XVIII века образцом для мебельщиков начинают служить формы античной мебели, а также рисунки таких художников, как Д.-Б. Пиранези, Дж. Альбертолли, Дж. Соли, перерабатывавших античную орнаментацию, особенно ее помпеянский вариант. Но на этой стадии классицизма также наблюдается удивительное пристрастие к затейливым формам и декору, прежде чем окончательно победили строгие прямые линии и суховатый антикизирующий орнамент. Своеобразное слияние античного орнамента и растительных мотивов заметно в резьбе дивана из частного собрания в Болонье. Конструктивная основа дивана - прямоугольная спинка и сиденье, ножки в виде каннелированных колонок - сочетается с динамичным резным обрамлением спинки, в котором все еще преобладают элементы орнамента барокко. В мебели, как и в других видах прикладного искусства Италии, стилистического единства в этот период не было. Отдельные образцы очень близки по форме и декору мебели эпохи Возрождения, а в вещах, исполненных по рисункам Пиранези, сказывается большой полет фантазии и совмещение различных по своей природе элементов, - с одной стороны, форм, близких древнеримским памятникам, с другой, - плавным пластичным контурам мебели рококо. После 1780 года увеличивается воздействие строгих и более тонких форм французской мебели. Нередко в это время наблюдается и проникновение черт, типичных для Англии. Рафинированная элегантность, очень самостоятельная стилизация античных форм и орнамента, свойственная мебели, выполненной по эскизам Шератона и Эпельуайта, чувствуется и в некоторых изделиях итальянских мастеров.


Наборный орнамент

В мебельном декоре последней четверти ХVIII века большое место продолжает занимать наборный орнамент; особенно в работах ломбардских мастеров, изготовлявших главным образом комоды прямых и строгих контуров, украшенные тонкими арабесками, напоминающими часто гротескный орнамент эпохи Возрождения. Характерным признаком итальянской наборной работы является употребление темной мастики в качестве фона для узора из светлого дерева.

... ::



::

::

Copyright © 2007 - 2017 weborbita.ru - деревянная мебель