Мебель Западной Европы

Новости

Контакты   Словарий

МЕБЕЛЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Испания

Испания - стол деревянный резной Несмотря на то, что экономический и политический расцвет страны был уже позади, XVII век является золотым веком испанской культуры. Итальянское влияние, очень заметное в искусстве Испании XVI века, сохраняет еще определенное значение. Не могли стереться и черты близости к мавританской культуре. Однако эти факторы лишь наложили своеобразный отпечаток на стиль испанского барокко. В Испании убранство интерьера имеет некоторое сходство с Италией. Но длительная связь с культурой арабов и климатические условия полуострова определили самобытность испанского жилища, особенно на юге страны, там, где очень долго была заметна печать мавританской культуры. Некоторые отголоски этого давали себя чувствовать и в северных районах. Темные, выходящие на внутренний двор (патио) помещения, строгость и простота гладких, обыкновенно белых стен, наличие лишь необходимых предметов мебели - отличительные черты испанского интерьера XVI века присущи жилым помещениям и последующего столетия.


Традиции народного искусства

Традиции народного искусства, игравшие значительную роль в развитии многих отраслей испанского художественного ремесла, отразились на внутреннем убранстве домов, особенно средних слоев населения. Ярко выраженный национальный колорит придавало испанскому интерьеру и использование типичных для этой страны отделочных материалов, таких, скажем, как изразцы - ацулеи, употреблявшиеся для облицовки стен и пола, или тисненые узорные кожаные обои.


Стремление роскоши – драгоценные украшения мебели

Испания - кабинет Варгуэньо ореховый инкрустированный костью с накладками из железа Однако в связи с наплывом в страну золота из Южной Америки у испанской знати возрастает стремление к роскоши и постепенно доходит до таких размеров, что склонный к аскетизму Филипп II и его преемники считают необходимым принять ряд ограничительных мер. В конце XVI и начале XVII века издаются указы против роскоши, запрещающие, в частности, изготовление серебряной мебели. Но, несмотря на это, для украшения мебели продолжают применять дорогие и даже драгоценные материалы - серебро, экзотические породы древесины, перламутр и кость. Уже в XVI веке в Испании для изготовления мебели начинают использовать черное дерево, декорируя его инкрустацией слоновой костью и перламутром. От более ранних периодов сохраняется обычай украшать мебель накладками из кованого железа, под которые подкладывали красный бархат или сукно. По-видимому, именно в Испании впервые появляется кабинет. Славились и даже вывозились в другие страны кабинеты из черного дерева, украшенные бронзой, изготовлявшиеся в Саламанке и Севилье. Характерными для Испании были и небольшие кабинеты, отделанные черепахой и бронзой.

Кабинет «варгуэньо»

Известен также тип парадного кабинета, получивший название «варгуэньо». Его наружная часть декорировалась сравнительно просто, ажурными накладками, но находящиеся за откидывающейся доской выдвижные ящички и углубления богато украшались тонкой орнаментальной резьбой. Особенно интересны и своеобразны подстолья испанских кабинетов, оформленные в виде закрытых полушкафов. Кабинет на таком подстолье находится в Эрмитаже. Филенки его украшены профилировками геометрического рисунка и инкрустацией. Чисто испанской разновидностью является также подстолье с соединяющей ножки перекладиной, дополненной рядом точеных колонок. И тот и другой тип подстолья по пропорциям и характеру всегда хорошо согласуется с верхней частью - собственно кабинетом.


Особенности декора мебели

В инкрустации и большей частью плоской резьбе испанской мебели преобладают геометрические мотивы, свидетельствующие о связях с мавританским орнаментом. Не менее типично для испанской мебели и широкое применение точеных деталей. Так, например, спинки скамей часто украшались аркадой, опирающейся на точеные балясины. Ножки и локотники кресел и стульев, нередко витые или имевшие вид балясины, тоже обтачивались на токарном станке. Прямые высокие спинки придавали этой мебели строгость и своеобразную величественность. Те же особенности характеризуют и столы, тяжелые, украшенные плоской резьбой, с выдвижными ящиками, помещенными в царге, и массивными точеными ножками, соединенными перекладинами.


Кожаные обои и обивка мебели

Испания - стул обитый тисненой кожей Монополией испанских мастеров долгое время была выработка кожаных обоев и обивок для мебели. Возникла эта отрасль художественного ремесла еще в период господства на полуострове мавров. И хотя в середине XVI века в Италии тоже начали изготовлять подобные изделия, на всем протяжении XVII столетия Испания вывозила эту продукцию во многие страны. Центрами производства кожаных обоев, так называемых гвадамасиле, были Барселона, Севилья, Вальядолид и особенно - Кордова. (Поэтому за рубежом гвадамасиле обычно называли кордовскими кожами.) Обои украшались тисненым рельефным узором, составленным из крупных цветов и листьев, расписанных и позолоченных; нередко изображались и арабески, вазы, путти, экзотические птицы и гербы. Кордовские кожи густых, преимущественно темных тонов, поблескивающие позолотой или одноцветные, покрывали стены, придавая помещениям несколько мрачноватую пышность. Тисненой кожей обтягивались сундуки, стулья и кресла, причем обивка прикреплялась тесным рядом медных гвоздей с большими шляпками, выполнявшими и декоративную роль. Обивка из кордовских кож также немало способствовала созданию своеобразного национального колорита испанской мебели.


Французское влияние в испанском прикладном искусстве XVIII века

В XVIII веке прикладное искусство Испании начинает испытывать все большее воздействие со стороны художественной культуры Франции. Французский архитектор Робер де КОТТ создает для Филиппа V план дворцов в Мадриде и Буен Ретиро, художники Уассе, отец и сын, работают при дворе Карла II и Филиппа V, так же как и художники-орнаменталисты Вассе и Дю Гуллон. Воспринимая основные особенности стиля рококо, различные отрасли прикладного искусства Испании в то же время долго сохраняют элементы стиля барокко и присущую испанскому искусству своеобразную живописную декоративность и орнаментальную насыщенность. В период формирования классицизма испанское прикладное искусство во многом следует за Италией. В XVIII веке продолжают существовать почти все известные ранее и достигшие значительного расцвета в предшествующем столетии отрасли художественного ремесла, но не все из них сохраняют былой объем производства. Этому мешает прежде всего общий упадок экономики страны. К тому же в Испанию ввозилось много иностранных изделий - в частности, выписывались французская мебель, бронзовые изделия, кружева, итальянские и французские шелковые ткани, немецкое стекло и фарфор, английская керамика.

... ::



::

::

Copyright © 2007 - 2017 weborbita.ru - деревянная мебель