Мебель Западной Европы

Новости

Контакты   Словарий

МЕБЕЛЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Германия

В первой половине XVII века Германия явилась ареной Тридцатилетней войны. Заключение Вестфальского мира (1648) закрепило раздробленность страны и господство княжеского абсолютизма. В результате усиления дворянства главными центрами культуры становятся княжеские резиденции, особенно Дрезден, Мюнхен, Берлин. Для немецких князей и высшей знати примером служил французский двор, с его сложным этикетом и торжественным великолепием. Прикладное искусство княжеских резиденций, отмеченное значительным влиянием со стороны Франции и Италии, быстро воспринимает стилевые особенности барокко. На развитие немецкой культуры и искусства значительное воздействие оказывало и бюргерство, игравшее большую роль в хозяйственной жизни страны. Для вкусов бюргерско-городских кругов Германии, политически отсталой, с трудом оправлявшейся от последствий Тридцатилетней войны, была характерна некоторая консервативность, отразившаяся и на художественном ремесле. Строгость уставов цеховых организаций, в пределах которых еще продолжали развиваться многие его отрасли, послужила причиной долгого использования старых форм и орнамента. Это наложило своеобразный отпечаток на характер прикладного искусства второй половины XVII века. Наряду со стремлением к помпезной парадности и динамичности, немецкое барокко отличается некоторой тяжеловесностью. Ему подчас свойственна излишняя массивность форм, не всегда органичное слияние пышного барочного орнамента с долго сохраняющимися элементами декора, типичного для эпохи Возрождения.


Внутреннее убранство городского дома

Германия - кабинет черного дерева, украшенный флорентийской мозаикой Внутреннее убранство городского дома было сравнительно простым и практичным, тогда как интерьеры княжеских резиденций и дворцы высшего дворянства отделывались с большой роскошью, и черты барокко проявились здесь гораздо раньше, чем в бюргерском жилище. В это время существуют почти все возникшие ранее виды мебели, но она делается массивнее, меняется характер ее декора, воспринимая черты нового стиля. Так, например, фасады больших шкафов по-прежнему членятся пилястрами, колоннами и карнизами. Однако эти архитектурные элементы приобретают большую динамичность и рельефность, вызывающую игру светотени, появляются изогнутые карнизы, витые колонны, профилировка филенок получает выразительные фигурные контуры. Излюбленным материалом становится орех. Парадная мебель, в частности шкафы и кабинеты, нередко исполняется из привозной древесины - прежде всего, из черного дерева, для отделки часто используется наборная работа. Придворная мебель украшается инкрустацией из металла, черепахи, слоновой кости, перламутра. Крупнейший центр ювелирного искусства Южной Германии, Аугсбург, славился мебелью, целиком облицованной тонким листовым серебром с искусно выполненным рельефным орнаментом. В Берлине сохранилось два облицованных серебром складных кресла работы аугсбургского мастера Себастьяна Милиуса. Несмотря на то, что конструкция этих кресел восходит к очень старым образцам, они носят яркую печать стиля барокко. Хорошо найденные пропорции придают им устойчивость и монументальность. Густой растительный узор, исполненный в технике выбивного рельефа и тонко прочеканенный, удачно гармонирует со скульптурными деталями, украшающими локотники, соединительный шарнир и концы ножек. Аугсбург был знаменит и кабинетами из черного дерева. Известны небольшие ларцы-кабинеты, отделанные орнаментальными мотивами и аллегорическими фигурами из серебра. Также из черного дерева делались кабинеты, декорированные флорентийской мозаикой, в изготовлении которой местные мастера достигли большого искусства. Фасад кабинета, напоминающий архитектурное сооружение, имеет множество выдвижных ящиков, украшенных мозаичными вставками с изображением цветов, плодов и птиц. Подстолье покоится на витых колонках или отделывается пышной резьбой. Богатство материала и полихромность мозаики сообщают аугсбургским кабинетам парадность, но их пропорции не всегда удачно найдены, в оформлении фасада можно заметить известную дробность и отсутствие единого композиционного замысла.


Оригинальная немецкая интарсия. Золоченая мебель

Германия - диван резной золоченый К оригинальным видам немецкой деревянной интарсии относится возникший в это время выпуклый набор из различных пород дерева, исполнявшийся по типу рельефных флорентийских мозаик. Всевозможные ларцы и мебель черного дерева с сюжетными композициями, набранными в подобной технике, появились впервые в имперском городе Эгере. «Эгеровская интарсия» соответствовала особенностям стиля барокко с его стремлением к выразительным светотеневым и колористическим эффектам. Изобретателем ее считается мастер-мебельщик Адам Эк. В Эрмитаже находится превосходный кабинет такого типа. Филенки створок и скрывающиеся за ними выдвижные ящики облицованы наборными вставками с изображением сюжетов из легенды о жизни Христа, обрамленными рейками с волнистой профилировкой. Форма кабинета проста и логична, декор хорошо согласован с конструкцией мебели. К концу XVII века очень часто резную мебель начинают золотить. Так, в Берлинском музее прикладного искусства находится исполненный, возможно, по рисунку Андреаса Шлютера золоченый диван из Бархатного зала Берлинского дворца. Его резные локотники и увенчанная короной спинка состоят из сложного переплетения акантовых листьев, обрамляющих окруженные девизом английского ордена Подвязки медальоны с монограммой Фридриха III и прусским скипетром. Это в полном смысле слова парадная мебель, но ее отличает излишняя тяжеловесность, ей не хватает подлинной величественности.


Большие немецкие шкафы

Германия - шкаф резной Наиболее интересным и характерным типом немецкой городской мебели стиля барокко был большой шкаф. Начиная со второй четверти XVII века двухъярусные шкафы с двумя створками в каждом ярусе (вещи в них хранились сложенные, как в сундуке) уступают место одноярусным. Одежда в них могла уже висеть, что было гораздо удобнее, в нижней же части появляются два выдвижных ящика. В более крупных объемах подобных шкафов сказывалась присущая барокко тенденция к монументальности форм. Искусные резчики украшали филенки створок насыщенным пластичным растительным орнаментом, такая же резьба располагалась на пилястрах, членящих фасад. Большой профилированный верхний карниз дополнялся пышным резным картушем. Такие шкафы делались в Любеке и Данциге, хотя главным центром их изготовления оставался Гамбург. В начале XVIII века они получают распространение и в средней Германии. Во второй половине XVII столетия возникает новый тип городской мебели - большие двухъярусные шкафы-буфеты из орехового дерева с широкой нижней частью. Витые колонки членят фасад, поддерживая карнизы обоих ярусов, верхняя часть завершается причудливыми завитками акантовых листьев.


Резьба по кости. Изделия из янтаря

Большое место в прикладном искусстве Германии занимает резьба по кости. Из кости резались небольшие фигуры и группы мифологического и аллегорического содержания, кость употреблялась и для изготовления различных сосудов и бытовых изделий, украшенных многофигурными рельефными композициями. В Мюнхене Кристоф Ангермейер и Андреас Файстенбергер славились великолепными рельефами, употреблявшимися большей частью для отделки мебели. К наиболее известным работам Ангермейера следует отнести шкафы для медалей со створками из слоновой кости, украшенными многофигурными мифологическими и аллегорическими сценами в сложном орнаментальном и архитектурном обрамлении. В ХVII веке, наряду с костью, в Германии и особенно в восточной Пруссии излюбленным материалом для мелких резных изделий становится янтарь. Это объясняется не только наличием большого количества янтаря на побережье Балтийского моря, но и превосходными техническими и декоративными его качествами: янтарь режется ножом, легко обрабатывается на токарном станке, обладает красивым желтым цветом всевозможных оттенков, от красно-коричневого до светло-золотистого. Янтарем облицовывали ларцы и рамы для зеркал, из него вытачивали колонны и пилястры для шкафов-кабинетов, делали женские ювелирные украшения. Прусские курфюрсты использовали янтарные изделия в качестве дипломатических подарков. Так, курфюрст Фридрих III подарил Петру I янтарное убранство для целого зала (в том числе облицовку стен). Использованное сначала для одной из комнат Зимнего дворца в Петербурге, оно украсило затем Екатерининский дворец в Царском Селе.


Немецкие интерьеры XVIII века

Германия - софа работы И. Келлера В дворцовых интерьерах Германии в первой половине и середине XVIII века происходят изменения, типичные для стиля рококо, те же, что и во Франции, - стены облегчаются вставленными в них зеркалами, чередующимися с украшенной орнаментальной резьбой облицовками, обтягиваются узорным шелком. Но в отличие от Франции более динамичный орнаментальный декор немецких интерьеров несколько перегружен, в нем отсутствует часто уравновешенность, немецкому мастеру иногда отказывает чувство меры и в колористическом решении. Несколько иначе решается проблема интерьера городского дома, - в убранстве домов бюргерства прежде всего выступает стремление к удобству. Орнамент резьбы деревянных облицовок менее сложен. Как и в других странах Европы, появляются бумажные обои. Одна из первых фабрик бумажных обоев, принадлежащая Брейткопфу, открылась в Лейпциге. Обои бывали одноцветными или имитировали цветной мрамор, украшались цветочным орнаментом, а позже античными сюжетами. Входят в моду английские и немецкие ситцы, широко употреблявшиеся для обивки стен и мебели. Особенностью немецких интерьеров ХVIII века было отсутствие камина, его заменила печь. В последней четверти ХVIII века печи из фигурных изразцов принимают антикизирующие формы, решаются в виде колонн или античных постаментов, увенчанных вазами. Формирование стиля рококо в немецкой мебели произошло быстро, и переходная стадия от барокко к развитым формам рококо в Германии, в отличие от Франции, была короче. Существовала же мебель этого стиля гораздо дольше, чем в других странах: во многих местах - вплоть до конца ХVIII века. Мебель, бытовавшая в придворных кругах, испытывала заметное влияние Франции и рассматривалась как произведение искусства, являвшееся неотъемлемой частью общего убранства интерьера. Немецкая городская мебель сохраняла живую преемственность с более ранними образцами мебели эпохи Возрождения и стиля барокко и отвечала в первую очередь требованиям практичности. Элементы стиля рококо в ней проявились позже, чем в придворной мебели, основные мотивы орнамента барокко, растительные завитки и арабески сохранялись значительно дольше.


Развитие рококо в дворцовых интерьерах

Германия - стол резной ра рисунку И.-А. Наля Хотя в ХVIII веке в меньшей степени, чем в ХVII, проявляется стилистическая разница между мебелью севера и юга Германии, все же можно сказать, что в южногерманских княжеских резиденциях стиль рококо отличается более ярким и образным выражением. Это заметно на примере баварской мебели и особенно сильно ощущается в вещах, исполненных для Вюрцбурга и Брухзааля. Построенные там Бальтасаром Нейманом (1687-1753) дворцы были обставлены мебелью мастера Иоганна Келера. Выполненные, по-видимому, им в 1730-1740-е годы для вюрцбургского дворца софа со штопорообразными резными ножками и причудливо изогнутыми завитками нижней рамы и спинки, а также золоченая консоль отличаются поистине фантастической интерпретацией орнамента и восходят в своей основе к наиболее выразительным образцам немецкого барокко. Несколько позже, чем на юге, развивается стиль рококо в Пруссии, но зато приобретает в отделке Потсдамского дворца и других королевских резиденций оригинальное, хотя и более сдержанное выражение. После строгого и сурового времени Фридриха Вильгельма I, занятого в основном вопросами, связанными с реорганизацией армии, его сын, Фридрих II, уделяет много внимания дворцовому строительству. Поклонник французского искусства и культуры, он много способствовал их проникновению в Германию. Его широкие строительные замыслы осуществлял талантливый архитектор Георг-Венцеслав Кнобельсдорф (1699-1753), - он построил городской дворец в Потсдаме, пригородную резиденцию Шарлоттенбург и небольшой дворец Сан-Суси в Потедамском парке. Над их внутренним убранством и над созданием эскизов мебели работал целый ряд выдающихся мастеров. До 1746 года основным руководителем работ был скульптор Иоганн-Август Наль, эскизы которого использовались еще долгое время после его отъезда. Для творчества Наля характерно преобладание пластического элемента в орнаменте, это особенно заметно в отделке золотой галереи Шарлоттенбурга.

Германия - комод работы Шпиндлера Мебели, выполнявшейся по его рисункам, также это свойственно. В Берлинском музее прикладнаго искусства находится столик, исполненный, возможно, по рисунку Наля. Смелое и пластичное решение силуэта сочетается с очень выразительной сочной орнаментацией, оригинально развивающей основные элементы рокайля. Декоративные детали прекрасно распределены по поверхности столика, не нарушая его конструкции. Растительный декор посеребрен, в отличие от распространенного в других странах золоченого орнамента. То же удачное сочетание конструктивных качеств со смелой трактовкой орнамента видно и в посеребренных резных креслах, исполненных по рисунку Наля для Потсдамского дворца. После отъезда Наля декоративное убранство прусских дворцов было продолжено братьями Иоганном Кристианом и Иоганном Михаэлем Хоппенхаут. Легкие и динамичные орнаменты лепки и резьбы, украшающей созданные ими интерьеры, по-новому, очень своеобразно организуют пространство помещений. Но главную роль в создании парадной мебели для прусских дворцов после отъезда Наля играл вызванный в 1746 году из Цюриха Мельхиор Камбли. Камбли, талантливый мастер, исполнил ряд вещей, отмеченных печатью стилистической индивидуальности. К числу наиболее известных его произведений относится комод из Нового дворца. Верхняя часть комода, облицованная пластинками черепахи, выразительна по силуэту, но несколько тяжеловесна по сравнению с ножками. Пластический изгиб, равномерно распределявшийся в изделиях французских мастеров (да и большинства их немецких коллег) между верхней частью комода и ножками, в данной работе Камбли целиком падает на верхнюю часть, что не только лишает комод легкости и изящества при сущих мебели рококо, но до некоторой степени и соразмерности. Однако этот недостаток искупается удачным размещением орнаментальных накладок из золоченой бронзы, которые как бы становятся частью конструктивной основы мебели. Верхняя оправленная в серебро доска комода сделана из лазурита, и это в сочетании с черепаховой облицовкой и золоченой бронзой придает ему полихромность - черту, свойственную произведениям этого мастера. В орнаментах Камбли рокайль значительно уступает растительным мотивам, а также изображениям обнаженных путти и связок музыкальных и пасторальных атрибутов. Любовь к ярким цветовым сочетаниям, преобладаНИе в орнаменте гирлянд и цветов, использование для наборной работы, наряду с цветными породами древесины, таких материалов, как панцирь черепахи и перламутр, применение накладок из серебра и посеребренной бронзы характерно и для изделий братьев ll1пиндлер. Эти мастера, приехав в 1765 году в Пруссию из Бейрейта, также начали работать для Нового дворца в Потсдаме. Их лучшие произведения сохранились там до настоящего времени.


Стиль рококо в городской мебели

Германия - шкаф-бюро Развитие стиля рококо в городской мебели протекало совсем иначе. Как уже упоминалось, новые черты проявлялись в ней гораздо медленнее, и всю первую треть ХVIII столетия еще широко бытовала мебель предыдущего периода. Тем не менее, возникает целый ряд очень интересных форм, в которых сказывались новые стилистические особенности. К новой, удобной и практичной мебели относится немецкий шкаф-бюро. Нижняя его часть представляет собою комод с двумя-тремя ящиками или двухстворчатый шкаф; над ним откидная доска, которая могла служить письменным столом, а за ней мелкие ящички и отделения. Наконец, верхняя часть оформлял ась в виде двухстворчатого шкафчика. В Берлинском музее прикладного искусства находится интересный образец такого шкафа-бюро, облицованного наборным геометрическим орнаментом из фанеры орехового дерева вюрцбургской работы. Шкаф датируется 1750-ми годами. Вогнутые и выгнутые плоскости, ножки, имеющие довольно крутой S-образный изгиб, элементы резного орнамента рокайль, подчеркивающего тектонику, говорят об освоении и своеобразной интерпретации основных форм рококо. Новой формой, продиктованной реальными потребностями, были и шкафы-витрины. Они возникли в связи с расцветом фарфорового производства и предназначались для хранения посуды, высоко ценившейся и являвшейся украшением жилища. Нижняя часть подобного шкафа также напоминает комод, верхняя доска которого может быть использована как открытая полка, над которой укреплен высокий двухстворчатый шкаф со стеклянными дверцами. На юге и на севере Германии в XVIII веке была распространена преимущественно фанерованная мебель. Исключение составляет район Люттиха и Аахена, где сохраняется производство резной мебели из дуба. Ее основной декор - тонко исполненный орнамент рокайль, иногда несколько суховатый, в трактовке которого заметно влияние французского искусства. Стиль рококо в этих областях существовал долго. В конце XVIII века, когда уже всюду распространились формы классицизма, конструкция и резьба люттихской и аахенской мебели почти не изменилась.


Формирование классицизма в прикладном искусстве Германии XVIII века

Германия - бюро работы Рентгена В 70-х годах XVIII века мы еще встречаем повсеместно развитые формы рококо, классицизм формируется в Германии значительно позже, чем во Франции. Постепенно в немецком искусстве начинает появляться стремление к более простым, логичным и сдержанным формам, пробуждается интерес к античности. Наиболее законченное выражение основные черты классицизма нашли в творчестве замечательного мастера-мебельщика - Давида Рентгена (1743-1807). Давид Рентген, как ни один из его современников, может считаться мастером, вышедшим за пределы какой-либо национальной школы. Его творчество впитало лучшие достижения мебельного искусства многих стран и в свою очередь оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие этой отрасли художественного ремесла. Давид Рентген наследовал в 1778 году мастерскую отца, основанную в небольшом рейнском городе Нейвиде. Абрам Рентген, искусный мебельный мастер, работал некоторое время в Англии и Голландии. Отцовская мастерская, расширенная Давидом, вскоре достигла небывалых размеров, в ней были заняты около сотни столяров, мастеров наборного дела, бронзовщиков и механиков. Произведения Рентгена приобретались всеми европейскими дворами. Его популярность особенно возросла после того, как он побывал в 1774 году в Париже, привез туда партию мебели и стал поставщиком королевы Марии-Антуанетты. Мебель раннего периода творчества Рентгена, исполненная еще в стиле рококо, украшена тонко исполненным наборным орнаментом из различных пород экзотической и местной древесины. Преобладают растительные мотивы и завитки рокайль несколько измельченного рисунка. Позже Рентген начинает усваивать строгие формы классицизма, но сохраняет наборный декор. Излюбленными в его творчестве этих лет были наборные панно в стиле шинуазери. Прекрасным образцом работ подобного типа является цилиндрическое бюро, исполнявшееся несколько раз с небольшими изменениями в деталях. Один вариант такого бюро находится в собрании Эрмитажа. После 1780 года Рентген отказывается от цветного набора и переходит к сплошной фанеровке, преимущественно красным деревом. Он вырабатывает в пределах классицизма свой собственный стиль, интерпретируя в мебели формы архитектурных сооружений, используя в качестве конструктивных частей и декора колонны дорического ордера и украшенные вазами балюстрады. Почти все образцы его монументальной мебели завершены скульптурной группой. Изделия Рентгена снабжены всевозможными механизмами, при помощи которых выдвигаются ящики и открываются секретные отделения, а также приводятся в действие музыкальные шкатулки. Кроме таких, в основном декоративных, вещей, Рентген выпускал и мебель чисто бытового назначения из красного дерева, отделанную тонкими и скромными накладками золоченой бронзы. Отличаясь прекрасными пропорциями, она была очень удобна и практична. Творчество Рентгена хорошо представлено в собрании Эрмитажа, так как этот мастер исполнял крупные заказы Екатерины II. Рентген оказал несомненное влияние и на развитие русского мебельного искусства; в первой четверти XIX века в Петербурге работал один из его учеников - Г. Гамбс, ставший придворным мебельщиком.

... ::



::

::

Copyright © 2007 - 2017 weborbita.ru - деревянная мебель