Мебель Западной Европы

Новости

Контакты   Словарий

МЕБЕЛЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Англия

В искусстве Англии ХVII века еще очень заметна связь с континентальной художественной культурой. Но основным фактором, определившим характер английской культуры второй половины ХVII и ХVIII века, была победа буржуазной революции 1640-1660 годов, ускорившей в стране развитие капиталистических отношении. Требования и вкусы буржуазии, завоевавшей себе право на активное участие в экономической и социальной жизни страны, начинают играть все более значительную роль в формировании английской художественной культуры. Они сказались и на развитии искусства, в том числе прикладного. В первой половине века эволюция стиля интерьера, так же как и различных видов декоративно-прикладного искусства, происходила очень медленно. В убранстве жилых и парадных помещений сохраняются многие особенности, свойственные елизаветинской эпохе (1558-1603). Заметнее всего это прослеживается в характере оформления стен. Деревянные облицовки с тонкими пилястрами еще расчленяются профилировкой на геометризированные плоскости. Украшенный архитектурными элементами камин занимает центральную часть стены. Лишь постепенно начинает сказываться влияние классической архитектуры, усилившееся после того, как Иниго Джонс возвращается из Италии почитателем и последователем творчества архитектора Палладио. В своих постройках Джонс становится проводником простого и строгого стиля с классически ясными пропорциями. Это нашло отражение и в интерьере. Пилястры ионического, дорического и коринфского ордера, тонко профилированные карнизы разбивают гладкие плоскости стен и украшают камины, сообщая большое благородство оформлению помещения. Конструкция деревянных перекрытий также становится проще. Просторный холл - окруженный внутренними галереями зал-вестибюль, сложившийся как основное парадное помещение еще в XII веке, сохранил значение и в ХVII столетии.


Рельефная декоративная резьба

Англия - шкаф резной Дальнейшее развитие стиля английского искусства, в том числе и прикладного, связано с деятельностью архитектора Кристофера Рена (1632-1723), побывавшего в Риме и Париже и сумевшего преломить в своем творчестве впечатления от знакомства с итальянским и французским искусством. Наряду с палладианскими тенденциями в убранстве интерьеров появляются некоторые черты барокко. Однако пуританские склонности буржуазии способствовали тому, что ни пышность итальянских дворцов, ни феерический блеск Версаля не нашли своего места на английской почве. Тем не менее, интерьер претерпевает значительные изменения. Оформляющие стены большие гладкие дубовые панно, вытянутые в вертикальном направлении, обрамляются тонкой профилировкой. Над камином, богато отделанным мрамором, укрепляется зеркало, окруженное резной гирляндой. Основное достоинство облицовок - в хорошо найденных пропорциях профилировок и в контрасте гладких плоскостей и рельефной декоративной резьбы. Большую роль в формировании декоративного стиля этой эпохи играли работы замечательного английского резчика Гринлинга Гиббонса (1648-1720) и его учеников. Индивидуальная манера Гиббонса, проявившаяся в отделке Хемптон Корта, Виндзора, Кенсингтонгского дворца, Оксфорда, Белтон Хауза, сказывается главным образом в обрамляющих порталы и камины пышных гирляндах. Щедрое изобилие растительных форм используется им с большим чувством меры, что было мало свойственно мастерам большинства стран Европы, за исключением Франции. Варьируя элементы орнамента до бесконечности, Гиббонс умеет подчинить их композицию ритму архитектурных пропорций. Цветы, листья, плоды, раковины, связки дичи и рыбы, всевозможные атрибуты, скомпонованные с неистощимой фантазией, часто группируются вокруг центрального герба или монограммы. Естественный цвет сосны или кедра мягким контрастом противопоставляется цвету дубовой облицовки стен. Удивительным изяществом отличались и деревянные перила лестниц, составленные из точеных балясин, которые позже вытесняются решетками из кованого железа.


Новинка – раздвижные столы. Фанерование

Англия - кресло точеное В гораздо меньшей степени, чем на внутреннюю отделку помещений, развитие классицизма в архитектуре влияет на формы и декор мебели. Мебель первой половины ХVII века во многом еще близка образцам предшествующей эпохи, в ней ощущается воздействие работ фламандских мастеров. В начале столетия, наряду с сохраняющим свое значение сундуком, широко распространены резные и инкрустированные дубовые поставцы и шкафы. Их фасады с профилированными филенками членятся пилястрами или балясовидными колонками. Часто встречается также мотив арок. Кресла и стулья, массивные по объему, в первой половине ХVII века обычно имеют точеные ножки и локотники. Большую роль в их декоре играет обивка. Кровати с балдахином и гарнитуром покрывал также не отличаются по стилю и конструкции от аналогичной мебели других стран. Новшеством являются раздвижные столы, круглые, овальные и прямоугольные, размер которых может варьироваться по мере надобности. Во второй половине ХVII века излюбленным материалом становится орех. Это способствует распространению фанерования и отчасти объясняет изменение характера мебели. В целях экономии мебель начинают делать из простого дерева и облицовывают тонким слоем древесины более дорогого сорта - ореха, а затем и привозных экзотических пород. К концу столетия английские мебельщики достигли большого мастерства. Они прекрасно используют природные средства материала, подбирают узоры естественных волокон древесины, умело располагают их на поверхности, согласуя с формой и пропорциями мебели. Увеличивается употребление фиолетового дерева, оливкового и других экзотических пород, с успехом при меняется наборная работа. Мода на китайские изделия приводит также к распространению облицовки лаковыми панно - на черном, красном, зеленом, коричневом фоне выделяются написанные золотом пейзажи с пагодами и фигурами китайцев.


Комоды строгих форм, кабинеты, новые формы стульев

В конце XVII - начале XVIII века появляются комоды. Строгостью геометрических форм они очень отличаются от голландских - пузатых. Отделанные наборным орнаментом или более простые фанерованные с естественным рисунком древесины, они разделены на ящики, размер которых обычно уменьшается от нижнего к верхнему, причем вверху часто делают два ящика. Высокие ножки, соединенные перекладиной, нередко имеют вид волюты, заканчивающейся слегка сплющенным шаром. Большие кабинеты на точеных или витых ножках также украшались наборным орнаментом с изображением цветов и листьев или отделывались китайским лаком. В моду входят и бюро, нижняя часть которых по форме напоминает комод с ящиками, средняя - скошена и закрыта откидной доской-столом, а верхняя является одностворчатым или двухстворчатым шкафом, увенчанным иногда разорванным фронтоном. Столы с точеными и витыми ножками, часто складные и раздвижные, напоминают по конструкции столы предшествующей эпохи, так же как и кровати, украшенные тканями, драпирующими спинки и боковые стороны. Зато форма стульев и кресел переживает некоторую эволюцию. К концу XVII века высокая спинка делается ниже, а сиденье шире. Еще прямые ножки утолщаются наверху и сужаются книзу. Локотники приобретают изгиб. Появляются диваны с фигурной деревянной спинкой и обитым тканью сиденьем. Чисто английской разновидностью можно считать также кресла и диваны со сплошной обивкой сиденья, спинки и локотников, образующих в верхней части своеобразные крылья. Английская мебель XVII века несомненно имеет известную стилистическую общность с мебелью других стран и особенно Голландии, что объясняется скромными вкусами английской буржуазии и свойственным ей стремлением к удобству и практичности. Изделия английских мебельщиков также просты и логичны по форме, но их отличает большая оригинальность типов и характерные только для Англии элементы декора. Возникнув в XVII столетии, эти качества сохраняются и углубляются в дальнейшем, претерпевая лишь неизбежную стилистическую эволюцию.


Отличительная особенность английского художественного ремесла

Англия - стул ореховый В XVIII веке в Англии совершается промышленный переворот, развиваются буржуазно-капиталистические отношения. Союз буржуазии и сохранившего свои привилегии крупного земельного дворянства определяет не только особенности политической жизни, но и характер культуры страны. В процессе формирования декоративно-прикладного искусства решающими являются требования и вкусы этих двух классов. Стремление к простоте и практичности приводит к тому, что под воздействием дворянской культуры Англия становится страной искусства рафинированного разумного комфорта. Продуманное и тонкое сочетание утилитарных и декоративных функций и в то же время сдержанность и экономия художественных средств являются отличительной особенностью всех отраслей английского художественного ремесла этого периода. В начале столетия господствовал так называемый «стиль королевы Анны» (была королевой с 1702 по 1714 год). В нем заметно сосуществование двух тенденций. Придворные круги, крупная знать, подражая блестящему двору французского короля и окружая себя роскошью, отдавали предпочтение пышным и богатым формам, свойственным французскому художественному ремеслу конца XVII века. Широкие слои буржуазии, отличавшейся строгими пуританскими вкусами, стремились к более скромным, прочным и простым вещам. В оформлении интерьера в этот период также в основном еще придерживались старых традиций. «Стиль королевы Анны» просуществовал до тридцатых годов. Но затем пробудившийся интерес к палладианской архитектуре и, в частности, творчество архитектора Вильяма Кента обусловливает значительные изменения. Постройки Кента, изданный им в 1727 году сборник гравюр с рисунков Иниго Джонса, а также публикации памятников Палладио оказали воздействие на ведущее направление архитектуры и связанного с ней внутреннего убранства. Начинается оживление традиций классицизма. Архитектура не воспринимает формы стиля рококо, главным остается преобладание прямых линий. Античные пропорции и ордер, простота и строгость отличают оформление парадных залов и находят отражение в характере деревянных облицовок стен, хотя основной принцип их декора остался прежним - сочетание гладких панно, богато оформленного камина и дверных проемов, являющихся главным декоративным акцентом. Дерево преимущественно окрашивается в светлые тона - зеленые, синие, желтые и служит превосходным фоном для мебели красного дерева. К середине XVIII века, наряду с увлечением палладианскими формами, во внутреннем убранстве все более заметным становится идущее из Франции и свободно преломляющееся влияние рококо, сочетающееся с переработкой форм китайского искусства.


Материал, формы и декорирование мебели XVIII века

Англия - диван работы Чиппендейля Значительные изменения претерпевает мебель. Используется главным образом орех и дуб, часто также покрытый ореховой фанерой. Ореховая мебель украшалась резьбой, дубовая отличалась более простыми формами. Тяжеловесная помпезность, еще свойственная изделиям первой четверти столетия, постепенно исчезает. Утрачивая массивность, мебель становится комфортабельнее. Более низкая спинка диванов, кресел и стульев приобретает удобный для сидящего наклон. Ее центральная вертикальная планка делается не сплошной, а фигурной, напоминающей вазу, ножки выгибаются, нижняя их часть принимает форму лапы, держащей шар, а верхняя, утолщенная, украшается резьбой. Английские мастера искусно подбирали рисунок древесины при фанеровке. Под влиянием Голландии значительное место в декоре мебели для сидения, шкафов и кабинетов занимает наборный орнамент. Крупнейшим мебельным мастером середины XVIII века, с именем которого связано дальнейшее развитие и расцвет мебельного искусства Англии, был Томас Чиппендейл (1718-1779). Он обогатил формы английской мебели чертами стиля рококо и элементами, воспринятыми у восточных образцов. В конце его творческого пути становится также заметным увлечение готическим искусством. Но Чиппендейл отнюдь не порывает с национальными традициями, английская мебель сохраняет присущую ей конструктивность, устойчивость и логичность пропорций. Заимствования в основном касаются деталей. Например, более легким и ажурным становится центральное заполнение спинок стульев и кресел, в его конфигурации прослеживаются черты, свойственные орнаменту рокайль. Те же особенности отличают и орнаментальную резьбу других видов мебели. Около 1725 года в Англии появляется и входит в моду красное дерево, и именно Томас Чиппендейл был первым мастером, сумевшим использовать его богатые декоративные возможности. В 1754 году Чиппендейл опубликовал сборник гравированных рисунков для мебели. Этот труд, обобщивший достижения английского мебельного искусства, оказал большое воздействие на распространение стиля английской мебели в странах Европы.


Формирование классицизма: «Стиль Адам»

Англия - письменный стол Решающую роль в формировании классицизма последней трети XVIII века играл молодой шотландский архитектор Роберт Адам (1728-1792). В 1754 году он совершает поездку в Помпею и в Иллирийские провинции, изучает архитектуру дворца Диоклетиана в Сплите и декор помпейских домов. Талант и безупречный вкус позволили ему обогатить стиль английской архитектуры и прикладного искусства новыми чертами. В своих произведениях Адам сочетает величие римского зодчества с утонченностью греческой культуры. Его архитектура отличается превосходными пропорциями, использованием стройных коринфских и ионических пилястр, тонких арабесок; он вводит венецианские окна. Все его постройки отмечены элегантной строгостью и простотой. В конце XVIII века появляется много последователей «стиля Адам». Но под влиянием увлечения археологией в их постройках начинает сказываться некоторая сухость, свойственная классицизму начала следующего столетия. Внутренняя отделка помещений находится в полной гармонии с архитектурой. Более разнообразной становится планировка. В помещениях появляются ниши, овальные или закругленные углубления, отделенные от основной площади колоннами. Стены украшаются легкими и изящными лепными медальонами, фризами и небольшими панно. Превосходно подобранная гамма розовых, терракотовых, зеленых, фисташковых, голубых, серых, палевых оттенков, употреблявшихся для окраски стен, выявляет орнаментальные детали и профилировку. Двери из красного дерева связывают декор стен с меблировкой. Камины из белого мрамора иногда украшаются инкрустациями цветного мрамора.


Сервант - новый вид мебели. Множество разновидностей столов.

Англия - стол-сервант В стиле мебели также наступают перемены. Основные успехи в этой области были обобщены в сборниках рисунков, опубликованных мебельщиками Шератоном и Эпельуайтом. Формы шкафов, полушкафов, комодов достигают большого разнообразия. Их поверхность приобретает преимущественно контуры мягкого овала, причем варьируются вогнутые и выгнутые линии. Выполненные в технике инкрустации розетки-«зонтики» и гирлянды оживляют гладкие плоскости. Рисунок и исполнение этих мотивов отмечены большим изяществом. Эволюционируют также и формы шкафов-библиотек, бюро и письменных столов. В отличие от предшествующей эпохи, фронтон карниза больших шкафов принимает более тонкие очертания и в рисунке переплетов застекленных створок часто встречается изображение пересеченного овала. Консоли, так же как и комоды, обычно имеют формы полуовалов и каннелированные ножки. Появление специальных помещений - столовых вызывает распространение мебели типа серванта, являющегося в то же время столом с выдвижными ящиками. К его задней стенке на медных стойках прикреплялась занавеска, она служила фоном для стоящей на нем серебряной посуды и предохраняла декорировку стен. Возникает множество разновидностей столов: преддиванные, туалетные, рабочие. Их отличают изысканные, но в то же время простые формы и пропорции. Формы стульев и кресел последней трети XVIII века также имеют много вариантов, однако всем им свойственно благородное изящество «стиля Адам». В начале этого периода стулья и кресла делались из красного дерева, с резьбой или скромным наборным орнаментом, каннелированными ножками и мягко изогнутыми локотниками. Спинка нередко имела форму овала, с тонкими вертикальными перекладинами, образующими ажурный рисунок. Конец периода отмечен преобладанием стульев и кресел из лимонного дерева с наборным или живописным декором. Их легкий силуэт и орнамент декора отличаются удивительным сочетанием строгости и изящества. Диваны имеют форму сдвоенных или строенных стульев, существует также софа, целиком обитая тканью. Классицизм в прикладном искусстве Англии и в том числе в мебели проявился очень самостоятельно. В отличие от Франции, мы почти не увидим прямых заимствований античных архитектурных и даже орнаментальных мотивов. Этот стиль выразился в глубоком и органичном проникновении в сущность античного искусства и в творческой его переработке. В связи с этим английской мебели свойственны простота, ясность, логичность и рациональность конструкции, строгость пропорций и в то же время элегантность и изящество, переходящее нередко в рафинированность. Эти качества сказались не только в совершенстве форм, но и в виртуозном мастерстве исполнения, в умении подобрать с большим вкусом материал, в характере и расположении тактично стилизованного антикизирующего орнамента. Изделия английских мастеров этого периода по праву могут быть отнесены к числу наивысших достижений европейского мебельного искусства.

... ::



::

::

Copyright © 2007 - 2017 weborbita.ru - деревянная мебель